Дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт
- Разработан: корпорацией Boeing (США)
- Выпускается: с 1964 года и по сегодняшний день.
- Статус: эксплуатируется, производится только модификация 747-8
- Авиакомпании-эксплуатанты: самыми крумными являются British Airways, немецкая Lufthansa, корейская Korean Air, аравийская Saudi Arabian Airlines, в России это Аэрофлот, «Трансаэро».
Двухпалубный, тяжелый самолет с четырьмя двигателями, который в народе называется «Джамбо Джет». Он долгое время был самым вместительным и тяжелым, пока не появился Эйрбас А380. Боинг 747 имеет две палубы неодинаковые по длине — верхняя палуба гораздо короче нижней, за счет такого «горба» самолет имеет узнаваемый силуэт. Boeing 747 имеет несколько модификаций:
- 747-100 — выпускался с 1968 по 1976 года, на данный момент не выпускается и не эксплуатируется.
- 747-200 — выпускался с 1971 года, в данный момент не выпускается, многие самолеты этой модели переделаны в грузовые.
- 747-300 — выпускался с 1980 года, самолет с увеличенной пассажировместимостью и большей по размеру верхней палубой. Эта модель эксплуатируется по сей день, основное количество принадлежит авиакомпаниям Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines.
- 747-400 — самая популярная модель, активно эксплуатируется, имеет усовершенствованные крылья, кабину пилота, дополнительные хвостовые баки, отличается высокой степенью комфорта в салоне. По сравнению с Boeing 747-300 эта модель тише, более вместительная и экономичная по топливу.
- 747-8 — еще более экономичная модель на 467 пассажиров. Выпускается с 2011 года.
Летно-технические характеристики Boeing 747-400
- Длина: 70,67 м
- Высота: 19,4 м
- Вес пустого: 180 тонн
- Силовая установка: имеет четыре турбореактивных двигателя
- Крейсерская скорость: 907 км/ч
- Ширина салона: 6,1 метров
- Экипаж: 2 человека
Боинг 747-400 является самым тяжелым среди аналогов, но и вместительным. Этого удалось добиться за счет широкого фюзеляжа. Кроме того, этот самолет имеет наибольший запас топлива и небольшую (сравнительно) дальность полетов. Управление ведется экипажем из 2 пилотов.
- Количество кресел: две палубы: верхняя и нижняя, общее число мест более 520 (зависит от модели)
- Ширина салона: 6,1 м
В Boeing 747-400, которые эксплуатируются российской компанией Аэрофлот, 522 места, среди которых 12 мест на верхней палубе это комфортный бизнес-класс. Здесь широкие кресла стоят по два, расстояние между ними 1,5 метра. В спинки кресел вмонтирован монитор.
Эконом-класс на верхней палубе начинается с 5 ряда по 9-й, от бизнес-класса отделяется ширмой. Последний ряд эконом класса считается самым некомфортным, поскольку находится вблизи лестницы и туалета.
Менее комфортный (по сравнению с верхней палубой) эконом-класс есть и на нижней палубе. Там это ряды с 10-го по 12-й, в носовой части.
С 14-го ряда идут места туристического класса, достаточно бюджетные. Худшими местами здесь считаются 19 — 22, 28, 29, 42 — 45, 54, 70, 71, которые расположены либо у аварийного выхода (спинка не откидывается), либо у туалета.
Эксплуатация и безопасность
Boeing 747-400 активно эксплуатируется разными авиакомпаниями мира. Он используется американскими, европейскими, российскими авиакомпаниями и многими другими.
За все время эксплуатации Боинг 747-400 было утрачено 7 самолетов в результате авиакатастроф, среди которых четыре пассажирских лайнера и три грузовых. Погибло в общей сложности 94 человека. Три грузовых самолета пострадали без человеческих жертв.